> Перейти на ГЛАВНУЮ Только мы сами психология общенияОпубликовано: 5.1.2015
Правила активизации диагностически значимых реакций собеседника при зондировании формулировка прямых вопросов использование пристального взгляда глаза в глаза с выражением сомнения в достоверности утверждений собеседника нарушение интимной зоны собеседника менее см, приближение к нему сзади, сбоку, спереди использование вопросов ярлыков. Не так ли, Не правда ли, снижающих критичность восприятия собственных слов использование рекомендации выбор без выбора, когда формулировка вопроса не допускает отрицательного ответа. Вам удобнее сейчас или позже, Вы сами сделаете это или с помощью. Ваш взгляд, поступить так или. умышленное отражение жестов собеседника. Следование правилам модификации изменения ситуации общения также может помочь наблюдателю вызвать и изучить те особенности в поведении собеседника, которые его интересуют например, искренен он или лжив. Среди нихсоздание ситуации дефицита чеголибо использование сообщников, которые играют различные ролисоздание условий хорошей освещенности лица собеседника определенная расстановка мебели в помещении, где происходит беседа, либо соответствующее расположение собеседника по отношению к наблюдателю повышению авторитета наблюдателя будет способствовать его размещение за большим массивным столом на стуле с высокой спинкой, стул собеседника должен иметь низкую спинку и отстоять от стола наблюдателя на максимальном удалении расположение собеседника спиной к открытому пространству двери, проходу, окну. Прием саморегуляции наблюдения важнейший фактор результативного изучения собеседника. Он позволяет выделить основные признаки и контролировать второстепенные осознавать появление новых признаков и встраивать их в поле наблюдения переключать внимание, гармонично сочетая при этом внутреннее внимание обращенность наблюдателя к себе, к постановке и решению задач общения и внешнее обращенность к собеседнику обеспечивать устойчивость внимания, не забывая, что его объем не превышает обычно четыре пять объектов, за пределами которых происходит утрата контроля. В связи с тем, что психологический механизм запуска внимания зачастую подвержен установке, нельзя допускать сугубо негативных, максималистских суждений при наблюдении за собеседником необходим сознательный поиск альтернативы первому впечатлению. Среди правил управления вниманием можно выделить наиболее важные отключение от внешних неблагоприятных отвлекающих факторов, эмоциональная сдержанность рациональное распределение внимания между содержанием общения и наблюдением за поведением собеседника концентрация особого внимания на незаметных, мало выразительных проявлениях собеседника сосредоточенность внимания не только на том, что предполагалось выявить в собеседнике, но и противоположном томуне выраженное наблюдение, когда интерес маскируется, не вызывая настороженности собеседника. Правило внутреннего противостояния эмоциональным вспышкам.
В процессе общения возможны конфликтные ситуации, стремление собеседника вывести наблюдателя из равновесия. Например, деморализация подача неприятной информации с явно провокационными нотками. Конечно, мне понятно ваше усердие, раз начальство требует надо выполнять употребление в речи унижающего комплимента типа. Ну как, вы такой умный, и не можете понять прибегание к оскорблениям и угрозам типа. Ты еще за это ответишьи пр. В таких ситуациях бывает полезно выждать некоторое время и дать человеку разрядиться, свободно излить душу.
Необходимость следования данному правилу при наблюдении вполне объяснима. Внутреннее волевое противостояние эмоциональным вспышкам должно быть вызвано пониманием того, что они сужают сознание, нарушают процессы внимания, искажают восприятие и мышление, распаляют воображение, что нередко приводит к необъективности, тенденциоз ности.
Прием анализа данных психологического изучения собеседника. В психологии часто можно встретить термин визуальное мышление, то есть мышление в процессе восприятия. Хорошо известна и другая истина наблюдает лучше тот, кто понимает. Рассмотрим некоторые правила реализации этого приема. Правило постановки себя на место собеседника рефлексия требует осознанно воспринимать собеседника, пытаться взглянуть на ситуацию его глазами и таким образом понять его. Следование данной рекомендации позволяет проникнуть во внутренний мир партнера, определить состояние, намерения, мотивы, мысли и чувства. Рефлексия необходима не только для оценки конкретной личности, но и для понимания трудностей или итогов переговоров. Правило типизации собеседника рекомендует исходить из определенных типов людей, с которыми приходится сталкиваться в процессе общения. Типизация собеседника может служить исходной версией о его психологии, с которой можно начать анализ результатов наблюдения. Так, определенной психологической типологией обладают люди, принадлежащие к разным возрастным, социальным, профессиональным группам, к разным типам личности например, флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник. При этом использование наблюдателем различного рода типологий может быть эффективно лишь при опоре на данные психологии. Чем больше таких опор, чем тщательнее они продуманы, тем легче осмыслить данные наблюдения. Правило индивидуализации требует, опираясь на типологические особенности собеседника, не ограничиваться ими, а конкретизировать собираемую психологическую информацию, отражать его основные личностные качества социальные, профессиональные, индивидуальные.
Правило моторного проигрывания воспроизведение некоторых компонентов поведения партнера принятие той же позы, выражения лица, присоединение к динамике движения, лексике для понимания характера психического состояния и пр. Имитация невербального поведения собеседника может значительно облегчить его осмысление. Тогда проблема прочтения будет сводиться не к воспроизведению примера из учебника, а к непосредственной и оперативной оценке реальной ситуации. Прием контроля данных изучения психологии собеседника. Следование правилам рассматриваемого приема способствует предупреждению ошибок и искажений в познании психологии собеседника.
Правило устойчивости к социально психологическим эффектам, снижающим достоверность психологического наблюдения. К ним относятся эффекты первого впечатления, предварительной информации и т.
Особенно сильно и негативно сказывается предварительная или имеющаяся у наблюдателя информация о человеке, с которым он встречается. Она автоматически формирует у него установку на поиск, восприятие во внешних данных и поведении человека того, что подтверждает имеющуюся информацию, полученную от других лиц или из документов. Правило требует всегда быть объективным, не поддаваться первому впечатлению, быть самостоятельным, судить о человеке только по непосредственно наблюдаемым и проверенным фактам, перепроверять свои впечатления, критично подходить к оценкам его качеств. Важно также оценивать собеседника не по одной детали, а по комплексу психологических признаков мимика, жесты, интонация, темп движений и др. не доверять однократному наблюдению, а изучать собеседника с разных точек зрения, в разные моменты, в контрастных ситуациях, изменять условия наблюдения сопоставлять результаты наблюдения с тем, что ранее было известно о человеке, с данными науки и практики учитывать влияния национальных традиций, воспитания, среды, физического здоровья во избежание ошибок в трактовке некоторых жестов или актов например, прищуривание может быть обусловлено близорукостью, а не презрением поворот головы стремлением приблизить к говорящему здоровое ухо, вследствие тугоухости, а не высокомерием при общении на неродном языке наблюдается видоизменение речекинетичес кого комплекса, усиление роли жестов и т. Правило фиксации элементов внешности и поведения собеседника позволяет полнее использовать рекомендации приемов анализа и контроля, а в дальнейшем произвести более тонкое и глубокое изучение результатов непосредственных наблюдений. Имеется три основных способа фиксации наблюдаемых признаков использование технических средств видео и звукозаписи, если это не искажает поведение собеседника фиксация результатов наблюдения в процессе общения, по возможности, незаметно для субъекта изучения в случае, если в ходе наблюдения за собеседником невозможно вести записи, нужно делать это сразу после общения, при этом не увлекаясь слишком частными подробностями. Разумеется, все сказанное отнюдь не рецепт на все случаи профессионального общения. Только благодаря ситуативно целесообразному, творческому применению этих приемов, правил их реализации возможно постижение собеседника.
ДЕЛОВЫЕ КОНТАКТЫ И ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ. Вы выделять именно проблемы общения, общенческие задачи, когда вступаете в деловые контакты.
О чем. Вы думаете в первую очередь, когда. Вас вызывает начальник. Вы о том, в каком он настроении, какого расположение его духа, какая манера разговора с ним, судя по. Вашему прежнему опыту, оказывается более эффективной. Вы думаете толькоо деловой стороне вопроса, о том, какими объективными данными для доклада начальству. Какую манеру разговора с подчиненными выбираете. Вы сами, когда вызываете его к себе. Исходите ли из его человеческих, личностных качеств, строите ли беседу таким образом, чтобы добиться своего, не вызывая его сопротивления из аинтересовывая его самого в поручаемом ему деле. Вы исходите только из производственной необходимости, не принимая во внимание никакой лирики. Наконец, подумайте, что беспокоит вас перед встречей с деловым партнером. Вы продумать тактику общения с ним, учитывающую собранную. Вами о нем информацию, психологические законы восприятия человеком человека, стараетесь ли произвести на него приятное в печатление. Вы думаете только о силе доказательств, заставляющих его выполнить. Ваши требования, удовлетворить. Вы выделять проблему общения в деловых контактах или. Ваше видение этих контактов ограничивается только чисто деловой их стороной, без учета психологии партнера. Весь процесс общения, или, что то жесамое, коммуникативного поведения, можно условно разделить надве части. Первичное коммуникативное поведение эта та частьобщения, которая зависит от партнера, первым вступающего вконтакт, т. ев данном случае от. Эта та часть общения, закоторую полностью ответственны. Вы сами, и никто кроме. От того, каким будет начало общения, какой тон с самого начала. Вашему партнеру, сумеете ли. Вы своей манерой общения расположить его к себе, заложить основы дальнейшего бесконфликтного с ним общения, зависит и исход. Ваших контактов, переговоров, встреч. Таким образом, первичное коммуникативное поведение это. Ваш личный вклад в атмосферу общения с партнерами, от которого во многом и зависит, какова онабудет.
КОНФЛИКТ ИЛИ КОНТАКТ. Как же назвать это состояние, этуатмосферу, столь всем желанную, но столь нечасто возникающую впроцессе общения. Но противоположность понятию согласие противоречие, несогласие, спор. Конечно, они включаются в конфликт, но не исчерпывают его содержания. Конфликт более широкое понятие. А как же найти противоположное ему. Но противоположное ему понятие ссора, вражда тоже входят в конфликт, но тоже уже его. Но противоположность ему вообще отсутствие общения, контактов. Ссора, несогласие, вражда, спор, обиды, отсутствие контактов и т. п все это вместе называется. Итак, противоположность конфликту это комфортный психологический климат. Именно его создание иподдержание и является нашей целью. Приведем и еще один термин. Противоположность конфликтному поведению мы называем впсихологии. ев тон партнеру, сообразуясь сего потребностями и желаниями, в тон его настроению. Напомним ещераз, что, изучая психотехнику общения, мы касаемся только той части.
|