> Перейти на ГЛАВНУЮ 1 сентября: Как избежать детского стрессаОпубликовано: 1.3.2015
А утром его не поднять. Сознательное просыпание первого урока один из самых частых видов протеста против школы. Периоды подъема легко сменяются ворчливым или плаксивым настроем. И так может быть по нескольку раз за день. У ребенка снижается самоконтроль. В любой момент по самому ничтожному поводу он может выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замечание взрослых встречает в штыки. Ему не сидится на месте ерзает, чтото перекладывает или теребит. То и дело его подмывает встать и кудато пойти без какойто определенной цели.
Такое движение ради движения. Нередко испытывая внутреннее беспокойство, подросток с головой окунается в деятельность, подсознательно стремясь забыться и переключиться. Но стресс может проявлять себя и обратным образом ребенок упорно уклоняется от домашних дел и занят какимито бесцельными вещами. Теряет интерес к пище. Он или ест с уговорами и без аппетита даже прежде любимые блюда, или уплетает без разбора все подряд. Ему неприятно, когда окружает тишина. Поэтому он или непрерывно говорит, или, оставаясь в помещении один, обязательно включает громко музыку или телевизор. Однако может быть противо положенное явление он болезненно реагирует на любой шум, вздрагивает от резких звуков. Когда подростки слишком заботятся о своей внешности до абсурда долго вертятся перед зеркалом, по десять раз переодеваются, не в силах выбрать, в чем пойти даже в магазин за хлебом, вдруг садятся на строгую диету или начинают лихорадочно заниматься физическими упражнениями, чтобы только сбросить вес, это тоже может быть вызвано стрессом.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТАКак помочь ребенку, если он испытывает перед началом занятий страх и тревогу, рассказывает детский психолог. Особенно это касается детей, которые идут в первый и в пятый класс. Потому что в первый класс они приходят к абсолютно новому виду деятельности. Детсадовские ребята более самостоятельны и переносят переход из сада в школу проще. Домашние гораздо труднее. Потому что любая школьная деятельность связана со снижением психомоторной активности, когда нужно делать не то, что хочется, а то, что надо. Надо взрослое слово и лучше заранее внушить ребенку, что теперь он лицо ответственное, и в школу так же важно ходить, как папе с мамой на работу.
Дети, идущие в пятый класс, испытывают точно такую же тревогу, потому что у многих из них меняется классный руководитель, появляются новые учителя, друзья. И они идут опять во чтото неизвестное. К тому же у них уже есть опыт, иногда негативный. В лет дети обидчивы, восприимчивы и особенно ранимы. Потому в первые дни учебного года старайтесь быть к своему чаду внимательны, деликатны. И если видите, что его чтото беспокоит, лучше не замалчивать это, а доверительно проговорить сразу.
Надо ли все время напоминать, что скоро учебный год. Это зависит от типа личности. Есть такие дети, которых необходимо постоянно подталкивать, инертные.
Есть легко возбудимые, которым достаточно минимального напоминания, чтобы тревога охватила целиком. Чтобы этого не было, любой родитель, хорошо знающий своего ребенка, должен под него подстраиваться. Здесь еще раз необходимо напомнить родителям, что необходимо чувствовать своего ребенка, уметь понимать его. |